Как работает МКПП

Основной механизм механической трансмиссии – вал с двигающимися по оси шестеренками. Они расположены таким образом, что при включении передачи зацепляются за шестерни соседнего вала или валов. Благодаря этому, валы образуют редуктор с возможностью выбора передаточного числа.
Для первой и задней скорости это число максимально, поэтому выходной вал обеспечивает наибольший крутящий момент и невысокие обороты. На высших передачах число ниже нуля, поэтому крутящий момент минимален, зато обороты высоки. Это позволяет машине двигаться с максимальной скоростью.
Плавное переключение скоростей и бесшумную работу обеспечивают синхронизаторы, которые исключают зацепление крутящихся шестерней. Если попытаться соединить вращающиеся шестерни, скорость которых отличается, возникнет опасность повреждения зубьев.
А учитывая мощность работающего двигателя и кинетическую энергию разогнавшегося автомобиля, неисправность синхронизаторов приводит к крошению зубьев шестерен и попаданию металлической стружки и обломков в масло.
Все валы МКПП зафиксированы с помощью подшипников. Пока подшипники исправны, у валов отсутствует люфт и, все элементы редуктора работают в установленном режиме.
При попадании стружки или обломков зубьев в подшипники, а также из-за пропуска обслуживания, обоймы и шарики подшипников изнашиваются и возникает люфт. Это приводит к повышенному износу шестерен и увеличению количества стружки и обломков в масле.
Как меняют масло в механической коробке передач
МКПП расположена снизу автомобиля, поэтому для замены масла необходимы подъемник или смотровая яма. Смазку в коробке согревают (для этого необходимо проехать 10-15 км на средних или высших передачах), затем откручивают пробку и сливают.
По цвету и составу масла опытный механик делает вывод о ресурсе деталей коробки и необходимости ремонта. После этого через заливное отверстие МКПП заполняют соответствующей смазкой.
Когда необходим ремонт механической трансмиссии
Коробку необходимо ремонтировать, если во время работы на любой передаче появляется посторонний звук или стуки. Также показания к ремонту – нечеткое переключение скоростей, слабая фиксация рычага (выбивает передачи) и наличие в слитом масле стружки и кусочков металла.
Если вовремя не отремонтировать коробку передач, дефекты будут только усиливаться, вплоть до заклинивания шестерен.